Глава шестая: Джилы-Су
День шестой.
29 июля 2010 года, четверг.
От вкуснейшего запаха свежеиспеченных блинов, раздающегося по всей гостинице, невозможно спать. Дополнительно к этому у нас сверхзадача по сортировке и сборке снаряжения и вещей для заброски. К 12:00 за нами должен приехать легендарный автомобиль УАЗ.
Еще вчера, умирающая от страшной головной боли, и, собиравшаяся отказаться от идеи поездки на северную сторону Эльбруса, умолявшая оставить ее в гостинице Галя, сегодня в лидерах: она первой идет на завтрак и с энтузиазмом собирает рюкзак. Надо сказать, что по сборке рюкзака Галя опередит многих туристов.
Начинаем жесткий отбор вещей, снаряжения и продуктов. Часть оставляем в лыжехранилище, любезно и бесплатно предоставленном в наше распоряжение владельцем ЭССЕНа со словами: «только живите у нас», другую часть стремимся компактно упаковать и подготовить для переноски. Груз готов. Только одна незадача на четверых человек он не поместится. Ладно. Там разберемся. По плану у нас челночная заброска, поэтому думаем, что проблем быть не может. Занесем на гору за два дня, а ненужно найдем куда пристроить.
Неоднозначные чувства переполняют меня. С одной стороны: шутки в сторону, игрушки и развлечения закончены, начинается серьезная, автономная часть нашего путешествия с ключевой задачей восхождения на вершину. С другой стороны предвкушение поездки по горному бездорожью, доселе мне не ведомому. А неведомого боишься больше всего. Какой же, он Джилы-Су?! Что там такого волшебного?!
Несколько лет назад, во время схода мощных лавин, я провел ночь на Тырныаузском посту ДПС. «Любезные» инспектора в качестве моральной компенсации, поделились рассказом о своем любимом, загадочном и секретном месте, куда едут отдыхать и лечить все недуги местные жители – теплых, лечебных нарзанах высоко в горах, куда можно проехать только на вездеходе. Конечно, тогда названия этого места я не запомнил, но мечта побывать в этом, эмоционально описанном месте, не покидала меня.
Итак, до прибытия УАЗа еще полтора часа, но томительными минуты ожидания не кажутся. Скорее наоборот время летит очень быстро, а в душе еще сомнения: приедет или не приедет?! Время 11:55. Звоню РАШИДу, спрашиваю в силе ли уговор, в ответ получаю информацию, что он приехать не сможет… Вместо него уже приехал брат ЗАУР и ждет нас возле гостиницы. Выбегаю и вижу легковой дизельный BMW, пятой или седьмой серии.
Вчерашний вопрос разрешился сам собой. Теперь уже стало полностью спокойно и безумно смешно, как же мы поедем на этом автомобиле в Джилы-Су, и как сможем поместиться в него со своим скарбом.
Заур, полный спокойствия, рассказал нам о максимальном количестве пассажиров, одновременно находящихся в его авто. Это нас впечатлило мало, так как больше волновал насущный вопрос. Положив, коробки под ноги, на ноги и втиснувшись в машины начинам двигаться в Тырныауз. По дороге Заур говорит, чтобы мы сильно не переживали, так как он нас с комфортом решил довести до своего боевого УАЗа. Нам уже не страшно, он приехал, а это главное. Если приехал, значит довезет до нужного нам места.
Перегрузка снаряжения занимает много времени, на которое мы не особо рассчитывали. Заур попутно решает несколько своих личных вопросов, которые тоже отнимают драгоценное время. Володя немного нервничает, скрывая это беспокойство от других. Я предвкушаю дорогу, надеясь, авось минует сия чаша нас. Очень хочется и немного страшно. Странная штука – воображение. Нарисует такие картины, которых в реалии не увидать. Правильно люди говорят, что надо не предполагать, а располагать. Наконец то, автомобильная развязка, больница и развалины ТВМК (Тырныаузкий Вольфрамо Молибденовый Комбинат). Пробираемся сквозь него и выходим на начало короткой дороги, которой, пожалуй, один Заур и ездит. Отмечу, что время, потраченное на сборы, перегрузки и попутные заезды в большей мере мы нагнали за счет выбранного короткого маршрута. Попав, на горное бездорожье, все страхи пропали: видали и ездили мы дорожками пострашнее в несколько раз. На смену приходит эйфория и восторг. Фотоаппарат не хочется выпускать из рук. На автомобильный навигатор пишу трек поездки. Заур не умолкает – рассказывает о былых временах, когда он водил по этим дорогам УРАЛ техпомощи ТВМК; о размахе своего комбината, масштабах его распространения и некогда развитых инфраструктурах. Завозит нас на местные КОШи, поит вкуснейшим нарзаном.
Солнечная погода меняется легким горным дождем, красивые облака наполняют голубое небо. У природы нет плохой погоды. От смены погоды, настроение только улучшается, а эмоцию переполняют.
Мы на последнем перевале, с которого открывается вид на урочище Джилы-Су. Огромный водопад почему то окрашен в коричневатый цвет и неестественно увеличен в размерах, «карандаши» скал-песчаников торчат на склонах горы, подмигивает Эльбрус своей восточной вершиной, сливаясь с белесыми облаками. Кажется, что он один тут не к месту, словно искусственная белая декорация на фоне черно-зеленых гор и скал. Такой размах, расстояния, многоплановые пейзажи!!! Но вместо ожидаемого КОШа и пары палаток, что же тут творится?! Президентский дворец, кафе, здания администрации, охрана, и множество автомобилей, большей частью из Дагестана, чуть меньше КБР, Ставропольского края и очень редкие автомобили из Ростова и Москвы.

Теперь понятно, что мы приехали, но не совсем понятно, как идти вон на ту недосягаемую вершину, а тем временем снаряжение и рюкзаки наши выгружены у здания администрации, а мы с открытыми ртами крутим головами по сторонам. Заур, специально ел целый день, чтобы натощак испить лечебного нарзана, ведет нас к источнику и заставляет выпить литр целебного напитка. По тропинке стоит табличка с расписанием мужского и женского времени, что кажется немного странным, после еще более удивительная картина: квадратная яма, в которой как седелки в бочке сидят дагестанцы и хмуро молчат. Хорошо, что Заур не только водитель, а еще и замечательный гид. Он поясняет, что целебна не только вода, но и газы. Именно газы сейчас вдыхают сидящие в яме-зиндане. Испив живой воды возвращаемся к проблемам насущным.
Сейчас начнутся работки. Перспектива ночевки в палаточном городке, численностью не менее тысячи человек нас не радует, поэтому решаемся на челночную переноску своего груза на поляну Эммануэля, ближе с лагерю МЧС и началу маршрута восхождения на Эльбрус. Заур качает головой и предсказывает, что с таким грузом мы на гору точно не взойдем. После поправляет себя, высказывая, что не видел ни кого на своей практике, кто бы смог столько занести.

Оставляем Галю для налаживания контактов с местной общественностью и снарядившись, втроем с Диной и Володей отправляемся первым челноком на место своей первой автономной дислокации, где нам суждено провести две ночи. Конечно, маршрут, куда идти мы знаем условно. Эльбрус просматривается. Понятно, что нужно подойти к нему ближе, но пока верится с трудом, что от сюда можно дойти до вершины. Под тяжестью груза, немного промахнулись с местом и попали не на поляну Эммануэля, а в лагерь духовных лам, занимающихся медитацией в центре мировой чакры. Но не все так плохо, как оказалось в последствии. Два дня мы жили рядом с вкуснейшим нарзаном и вся наша еда была приготовлена на нем. Разбив палатку, освободив рюкзаки и оставив на дежурство в нашем лагере Дину, мы с Володей отправляемся в обратный путь за Галей и оставленным грузом.
В суете поездки, совсем забыли, что сегодняшний рацион наш состоял только из блинов и яичницы на завтрак. Хочется съесть хотя бы один хичин. Ведомые этим желанием, прилетаем к Гале, которая ожидает нас у кафе и налаживает связи с местными олигархами. Пока мы с Володей загружаем рюкзаки, Галя заботливо приносит нам четыре хичина. Съедаем по одному, один берем для Дины и радостные летим в свой лагерь. Местный хичин отличается даже от Чегетского и по вкусу, и по размеру. После небольшого перекуса, чувствую, что жизнь стала налаживаться, словно в пустой бак залили качественного топлива. Значительно отрываюсь вперед. Темнеет. Звезды - как фонари. Думаю, что вот протяну руку и зачерпну целую горсть. Дожидаюсь Галю с Володей и идем дальше вместе. Дина, увидев наши налобные фонарики бросается нас встречать, словно долгожданных гостей.
Мы в базовом лагере. Красота. Начинается настоящий поход, тот, к которому так долго готовились, которого так долго ждали. Завтра самый тяжелый день: акклиматизация и заброска одновременно.